Поиск по сайту

Календарь событий

Прошлый месяц Июнь 2015 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 23 1 2 3 4 5 6 7
week 24 8 9 10 11 12 13 14
week 25 15 16 17 18 19 20 21
week 26 22 23 24 25 26 27 28
week 27 29 30

ВКонтакте

logoVK.jpg

Web-портал

survey_3.jpg

Голосования

survey.jpg
Joomla
История пожарной охраны Новосибирской области - Пожарно-техническая станция
СОДЕРЖАНИЕ
История пожарной охраны Новосибирской области
Первые шаги пожарного общества
Юбилей пожарного общества
Пожар 1909 года
Планы городской думы
20-е годы...
30-е годы...
В годы войны
Послевоенное время
Пожарно-техническая станция
Ансамбль «Искорка»
Пожарно-прикладной спорт
Пожарно-техническая выставка
К 117-летию пожарной охраны г. Новосибирска
Все страницы

ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

Спустя 12 лет после окончания войны, в 1957 году, в Новосибирске, впервые за Уралом, создается пожарно-техническая станция.

Управление пожарной охраны Новосибирской области в содружестве с группой ученых начало поиск новых методов тушения, пригодных для использования в суровых климатических условиях Сибири. Борьба с любым пожаром требует от людей максимального напряжения физических и моральных сил, но неизмеримо большие трудности надо преодолеть пожарным, когда приходится тушить пожары при сильных морозах. В долгие сибирские зимы столбик ртути нередко опускается до минус 30— 40 градусов, а иногда и до минус 50 градусов. В такие холодные дни туманная дымка мороза окутывает улицы, люди стремятся поскорее укрыться в домах. Начинается усиленная топка печей и котельных, включаются различные нагревательные приборы, что нередко приводит к пожарам.

По долгу службы пожарные выезжают на тушение пожаров в любой мороз. К каким только ухищрениям не прибегают они, чтобы избежать губительного действия холода! Утепляют одежду, прячут лица в шерстяные подкасники, оставляя только узкие прорези для глаз, надевают на насосы теплые «рубашки», зарывают рукавные линии в снег, чтобы хоть на несколько минут продлить циркуляцию воды по ним. Но сибирский холод безжалостен, а пожары тушить нужно и при замерзших водопроводах, и при вышедшей из строя технике.

Вот тогда процесс тушения превращается в беспощадную пытку холодом: лютый мороз сковывает людей, брезентовые костюмы покрываются ледяной коркой, выходит из строя техника, застывают водоисточники. Гибкие рукавные линии, по которым надо непрерывно подавать воду в огонь, становятся хрупкими, как стекло. Айсбергами застывают облитые водой механические пожарные лестницы. Промерзают центробежные и вакуумные насосы на пожарных машинах, стынет в цистернах вода, образуя ледяное крошево.

Не удивительно, что изыскания ученых Новосибирска прежде всего были направлены на то, чтобы создать универсальное средство пожаротушения, способное эффективно действовать не только летом, но и зимой. В процессе исследований возникла оригинальная мысль — использовать для борьбы с пожарами авиационные турбореактивные двигатели, полностью отработавшие летный моторесурс.

Применение авиационных турбореактивных двигателей и создание на их базе мощ­ной турбореактивной установки, способной образовывать огнетушащую струю, обладающую высокой кинетической энергией, явилось принципиально новым способом борьбы с огнем.

Работа турбореактивных установок основана на использовании отработавших газов, образуемых при работе двигателей. Известно, что большинство веществ и материалов не горит при концентрации кислорода менее 14 процентов. Продукты сгорания топливной смеси турбореактивного двигателя на выходе из сопла содержат не более 14 процентов кислорода, следовательно, отработавшие газы являются инертными и могут прекращать горение. Добавление к отработавшим газам воды, распыленной до мелкодисперсного состояния, значительно повышает огнетушащую эффективность установок.

В создание турбореактивных установок большой вклад внесли специалисты пожарной охраны Новосибирска А.П. Трапезников, В.Г. Болдин, В.А. Малетин, А.Н. Самков, В.А. Шапкин и другие. Изготовление первых образцов турбореактивных установок и их детальное испытание осуществлялось под энергичным руководством инженера Геннадия Петровича Тесленко, в то время начальника Управления пожарной охраны УВД Новосибирской области.

У каждого технического изобретения всегда есть не только сторонники, но и противники. Так было и с турбореактивными установками. Нашлись люди, которые утверждали, что этот способ пожаротушения не найдет практического применения и даже опасен. Тесленко организует проведение в общей сложности более 140 опытов по тушению пожаров турбореактивной установкой в различных зданиях и сооружениях, в том числе в подвалах, производственных цехах, на складах, в помещениях со сложной планировкой. Установка проходит испытание по тушению пожаров штабелей круглого леса и резервуаров с нефтепродуктами.

В процессе экспериментов отрабатывается конструкция установки, выявляются ее тактические возможности, определяется область применения. Выясняется, что использование турбореактивных установок не всегда эффективно. Так, опыты показали, что в помещениях большого объема (500 кубических метров и более) при наличии притока воздуха (через открытые окна, двери, незащищенные проемы) содержание кислорода в зоне горения снижается незначительно даже при форсированном режиме работы установок. В то же время с помощью таких усжаров в условиях сибирской зимы.

Жители одного из микрорайонов Новосибирска надолго запомнили морозную ночь в январе 1964 года Поздно вечером в жилом доме возник пожар в подвале, где находились сотни кладовок с домашними вещами. Три раза звенья газодымозащитников пытались проникнуть в подвальный лабиринт, но не могли достигнуть очага пожара. От высокой температуры плавилась резина респираторов, в кромешной тьме люди теряли ориентировку. А дым, заполнив все закоулки подвала, стал проникать в квартиры и вызвал панику среди жителей большого дома. На помощь пришла турбореактивная установка, заранее приспособленная для тушения пожаров в подвалах. Удлиненная труба от сопла турбореактивной установки была направлена в окно подвала. В течение 2 минут процесс горения был прекращен. Угрозу жилому дому удалось предотвратить. В процессе ликвидации этого и некоторых других пожаров выработались тактические приемы тушения пожаров в подвалах с помощью трубореактивных установок. Выяснилось, что их можно применять только в том случае, если вход в подвал изолирован и не сообщается с этажами.

Упорная работа пожарных и ученых Новосибирска открыла широкий путь к практическому использованию турбореактивных установок для борьбы с пожарами. На первом этапе в Новосибирске были смонтированы турбореактивные установки пожаротушения двух модификаций: ВК-1А на шасси автомобиля ЗИЛ-157 и ВК-1Ф (с форсажной камерой) на шасси автомобиля ЗИЛ-130. В последующем на основе первых экспериментальных образцов промышленность освоила серийные турбореактивные установки — автомобили на вооружение пожарной охраны страны. На промышленном варианте установки АГВТ-100 применены более совершенные шасси автомобиля, значительно изменены компоновка оборудования и расположение системы для подачи воды.

Серийная установка АГВТ-100 состоит из самоходного шасси ЗИЛ-130, авиационного турбореактивного двигателя ВК-1 А, подъемно-поворотного механизма, топливного бака, систем водоснабжения и автоматического управления связи, комплекта противопожарного оборудования. Приборы гидрооборудования обеспечивают подъем сопла огнетушащей струи по вертикали на угол 80 градусов (20 вниз и 60 вверх) и поворот двигателя по горизонтали на 80 градусов. Эффект тушения достигается за счет направленного потока инертного газа. Струя газа, истекающая из сопла со скоростью 556 метров в секунду, содержит при нормальном числе оборотов двигателя 47 килограммов отработавших газов в газовую струю дополнительно вводится под давлением распыленная вода — не менее 60 литров в секунду. Распыленная вода, введенная в горящий газовый поток, снижает его температуру и в значительной мере повышает эффективность работы установки. Таким образом, огнетушащая струя выбрасывает в секунду 100 килограммов инертной охлаждающей массы, способной подавить пожар в считанные минуты.

В 1965—1966 годы турбореактивные установки проходили проверку на эффективность тушения пожаров газонефтяных фонтанов в Азербайджанской ССР и Тюменской области. На пожарном полигоне близ Баку впервые в мировой практике в 1965 году была опробована турбореактивная установка для борьбы с пожаром газового фонтана мощностью около 3 миллионов кубометров в сутки. Установка успешно выдержала испытание. Специалисты Баку технически обосновали возможность использования турбореактивных установок для борьбы с пожарами газонефтяных фонтанов. После успешного тушения пожаров газонефтяных фонтанов УПО Новосибирской области в 1968 году было выдано авторское свидетельство на изобретение.

За годы пребывания инженера В.Г. Болдина в Новосибирском гарнизоне в его послужной список внесено 7 наград Министерства внутренних дел.

За образцовое выполнение служебного долга он награжден орденом «Красной Звезды», а за усовершенствование способа тушения газонефтяных фонтанов с помощью турбореактивной установки Болдин среди других награжден медалью ВДНХ.

В 1967 году работники Новосибирской пожарно-технической станции совместно с учеными Института геологии и геофизики выполнили большую работу по созданию пожарного автомобиля тяжелого типа высокой проходимости, крайне необходимого для тушения пожаров на нефтепромыслах Сибири. По результатам проведенных исследований, опытный завод Сибирского отделения Академии наук СССР изготовил образцы вездеходных пожарных установок. Они вызвали интерес у работников гражданской авиации. По аналогии с машиной, созданной новосибирцами, был разработан пожарный аэродромный автомобиль АА-60.

В начале шестидесятых годов успешно проведены полигонные испытания еще одной новой машины. О новом автомобиле писала центральная и местная пресса, программа «Время» передавала телевизионный репортаж.

Многоцелевой пожарный автомобиль-тягач АТП-543 — машина действительно отличная. Если обычная автоцистерна вмещает около двух кубометров воды, то новая машина вывозила сразу 10 кубометров воды и два кубометра пенообразователя. На автомобиле установлена телескопическая мачта, поднимающая на 20-метровую высоту мощный лафетный ствол и телевизионную камеру. Автомобиль оснащен дистанционным управлением. Это позволяло обнаружить очаг пожара и тушить его, не подвергая при этом опасности людей. Конструкция ствола предусматривала возможность пересоединения пеногенератора, который установлен на этой машине. И тогда через ствол подается не вода, а высокократная пена.

На разбушевавшийся огонь, с которым, казалось бы, невозможно справиться, машина обрушивала поток высокократной пены. Резервуар емкостью 2000 кубических метров был ею потушен за 9 секунд.

На опытном заводе Сибирского отделения АН СССР был изготовлен прицеп-цистерна для этой машины. Прицеп, оснащенный автономным насосом, доставляет на пожар дополнительно 16 кубометров воды.